ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ

Архитектура Челябинска разнообразна, как и сама его история.

Начиналась Челяба с крепости – типового фортификационного сооружения на правом берегу Миасса. Первые постройки за рубленными из горизонтально уложенных бревен крепостными стенами – здания военного назначения: командирский дом, казармы, амбары, пороховой погреб. Вдоль реки дома поселенцев постепенно образовали первую улицу – Большую Береговую (Сибирскую, Труда), позднее одну из главных и первую композиционную ось города.

План землемера Сидорова (1838) – основа современного генплана города. Сложившуюся структуру с кривыми и тесными улицами он заменил геометрически правильной системой одноразмерных кварталов. Но Челябинск оставался неблагоустроенным городком с преимущественно деревянной застройкой.

Сооружение Транссибирской магистрали вызвало резкий рост населения и огромную потребность в жилье. Пустыри заполнились деревянными домами, а одноэтажные здания в центре сменили двух- и трехэтажные. Город быстро превращался в крепкий купеческий центр, территория которого выросла почти вчетверо.

Общественные и жилые здания начала ХХ века отличают элементы самых разных стилей: классицизма, модерна. Город начал благоустраиваться, появилось освещение, началось мощение улиц.

Промышленный подъем 1920-30х годов диктует будущую структуру Челябинска – центр, окруженный самостоятельными образованиями: современными заводами и поселениями при них – «соцгородами». Центр формируют здания в стилистике конструктивизма.

В конце 1930-х годов намечается возврат к классическому наследию. Главная магистраль – улица Спартака (пр. Ленина) – задумана как связующее звено между ЧТЗ, центром и будущим ансамблем предпарковой площади. Осуществлению генплана в полном объеме помешала война. К ее началу облик города был контрастным: в центре среди дореволюционной застройки высились многоэтажки, а вокруг предприятий над бараками, каркасно-засыпными и щитовыми домами поднимались капитальные дома «соцгородов».

За годы войны Челябинск существенно изменился и расширил территорию. По данным 1946 года население достигло уже 450 тысяч человек. Появление второго плана развития Челябинска в 1947 году стало насущной необходимостью: требовалось упорядочить территорию послевоенного города, скорректировать развитие предприятий и предусмотреть массовое строительство благоустроенного жилья. Но уже через несколько лет (1951) и этот генплан был скорректирован, существенно выросла этажность жилой застройки.

Основным направлением стиля всех типов зданий до конца 1950-х стала неоклассика. Здания украшали шпили, карнизы, балконы и эркеры, создавшие неповторимую пластику фасадов. Это время можно назвать «золотым веком» челябинской архитектуры, когда практически все строилось по индивидуально разработанным проектам.

В 1960-х в город пришла технология индустриального домостроения, из проектов разом исчезли элементы архитектурного декора. Десятилетия кварталы застраивались пятиэтажками первых массовых серий, которые позже сменило девятиэтажное жилье. Все типовое и рациональное. Однако и в годы «архитектурного застоя» время от времени подарками к важнейшим датам становились нестандартные по внешнему виду здания.

Главной планировочной идеей генплана 1967 года стало активное включение в композицию природных объектов: Шершневского и Каштакского боров, водохранилища и реки Миасс.

Постепенно менялся облик набережной: довоенную филармонию на берегу Миасса дополнили торговый центр с уникальным большепролетным куполом, высотная свечка гостиницы «Малахит» и бирюзовый купол цирка.

За три последующих десятилетия город украсили выразительные, разные по образу и функциональному назначению комплексы, новый облик и объем обрели старые здания.

Изменились высотные доминанты, в 1990-х годах дома поднялись до 16 этажей.

На рубеже веков архитекторы вернулись к практике индивидуального проектирования. Заметно усложнились конструктивные решения, в деталировке фасадов используются элементы разных исторических стилей и современные архитектурные приемы.

Сегодня в Челябинске на площади в 500 кв.километров живут больше миллиона человек. Задачей генплана 2003 года стала структурная реорганизация города. Выделены две крупные зоны: центр с историческим ядром и окружающие его пять районов.

Как выглядит Челябинск сегодня? Следует признать, что сочетание истории и современности в нем не всегда являет собой гармоничное соседство…

Наш город не был обделен отсутствием талантливых архитекторов, облик города творили А.Н. Померанцев, А.А. Федоров, А.К. Буров, Т.М. Эрвальд, В.Я. Гофрат, Е.В. Александров, И.Е. Чернядьев, Ф.Л. Серебровский, М.П. Мочалова, И.В. Талалай, Б.В. Петров, Б.А. Баранов, В.Л. Глазырин, Н.И. Семейкин.

Нельзя сказать, что в нашем городе нет красивых зданий. Есть, и много! Но мы полностью присоединяемся к словам журналиста, краеведа, писателя М.С. Фонотова: «Есть ли в Челябинске здание – яркое, броское, неповторимое, из ряда вон выходящее, вызывающее, единственное в своем роде? Я такого не знаю. Торговый центр? Да, конечно, но в нем нет архитектуры. Комплекс бывшего пионерского городка? Да, бесспорна его необычность, но спорна его удачность. То есть, не возражаю, в Челябинске много зданий, хранящих свою гармонию. Они – без претензий, а речь как раз о претензии. Да, и оперный театр, и театр драмы, и ДК металлургов, и ДК станкостроителей – здания не из рядовых и даже не без роскоши и размаха. Но в своем ряду. В узнаваемой традиции. А речь о том, чтобы здание бросалось в глаза, чтобы всякий обратил на него внимание.

Вы скажете: а нужны ли такие кричащие здания? Я думаю, нужны. Городу требуется, я думаю, здание, которое стало бы его символом, эмблемой. Имеет ли Челябинск такое здание? Пока нет. На эту роль претендовал комплекс зданий на площади Революции, но рядом ошибок идея погублена.

…Свежесть, мысль, форма, стиль, образ – это теперь архитекторам позволено, и мы ждем, что они воспользуются возможностью сотворить в Челябинске нечто такое, о чем будут говорить не только в Челябинске. Конечно, и теперь не все зависит от архитекторов, но им – начинать». (Фонотов М. Зодчество, ваше высочество. (Архитектура Челябинска: заметки, зарисовки, фрагменты) // Уральская новь: Литературно-художественный журнал. – 2000. – № 1)

Мы ждем ваших идей и приглашаем к участию в Конкурсе!